Н.Д. Воробьев,
г. Ногинск, Московская область
Начальник мазутной котельной, имеющий теплотехническое образование, в подчинении которого находится оперативно-ремонтный персонал (электромонтеры, IV группа по электробезопасности), аттестован комиссией организации в качестве административно-технического персонала. Инспектор Ростехнадзора, ссылаясь на п. 1.2.1 ПОТ Р М-016-2001 РД 1-53-34.0-03.150-00, предписал отстранить указанного работника от работы в электроустановках, так
ющей характеру работы. Следовательно, начальник котельной, не имея специальной подготовки, подпадает под определение неэлектротехнического персонала и не может быть назначен ответственным за электрохозяйство своего участка, не имеет права руководить подчиненным ему электротехническим персоналом (включая операторов котельной).
К какому персоналу должен быть отнесен начальник котельной и какую специальную подготовку он должен пройти, чтобы соответствовать определению административно-технического персонала?
Ответственный
за электрохозяйство и его заместитель относятся к административно-техническому
персоналу. Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей
(ПТЭЭП, п. 1.2.7) для них установлена необходимость иметь IV группу по
электробезопасности в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу по
электробезопасности в электроустановках напряжением выше 1000 В. Все лица,
обслуживающие электроустановки, должны иметь профессиональную подготовку,
соответствующую характеру работы. При ее отсутствии работники должны быть
обучены в специализированных центрах подготовки персонала (ПТЭЭП, п. 1.4.7).
Лица, не имеющие соответствующего профессионального образования, должны пройти
обучение по действующей в отрасли системе. Межотраслевые правила охраны труда
(правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (МПОТ, п. 1.2.1)
устанавливают необходимость профессиональной подготовки работников. В
зависимости от выполняемых работником обязанностей он должен иметь группу по
электробезопасности от II до V. Если у него нет специального
электротехнического образования, II группа по электробезопасности ему может
быть дана после 72-часового обучения по программе, утвержденной руководителем
организации. По истечении времени, указанного в таблице приложения 1 МПОТ, и
по результатам последующих проверок знаний такой работник может быть аттестован
и на V группу по электробезопасности. Назначение начальника мазутной котельной
с теплотехническим образованием ответственным за электрохозяйство при наличии
соответствующей, по напряжению электроустановки, группы по электробезопасности
является правомерным. Степень его готовности к выполнению обязанностей по
данной должности определяется собственником. Дополнительно следует отметить,
что отстранение работника от выполнения обязанностей на основании приведенной
в вопросе формулировки является неправомерным (не предусмотрено ни действующим
Положением о Ростехнадзоре, ни утратившим силу п. 7 Положения о
Госгортехнадзоре России от
Т.П. Ведерникова,
г. Златоуст, Челябинская область
«Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (п. 2.1.2). утвевжлен-
ный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 предусматривает проведение вводного инструктажа с работниками сторонних организаций, выполняющими работу на выделенном участке. На практике возникают вопросы по применению этого положения:
Следует ли проводить специалисту по охране труда организации Заказчика вводный инструктаж с работниками организации Подрядчика, прежде чем эти работники будут допущены к выполнению строительных работ по договору подряда на выделенном земельном участке?
Если в указанной ситуации вводный инструктаж проводить следует, то какие вопросы должны входить в перечень вопросов вводного инструктажа?
Специалист по охране труда какой организации (Заказчика или Подрядчика) должен проводить вводный инструктаж с работниками субподрядных организаций, привлекаемых к работам по договорам субподряда организацией Подрядчиком?
Вводный инструктаж необходимо проводить со всеми работниками, включая руководителей этих организаций, всех сторонних организаций, в том числе и субподрядных, производящих какие-либо работы на территории или в помещениях Заказчика, а также со всеми работниками организаций, арендующих территорию или помещения Заказчика.
Вводный инструктаж проводится по программе с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства. Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3 ГОСТ 12.0.004—90. Этот перечень можно или расширить или сократить, в зависимости от особенностей организации, ее режима работы, применяемых технологий.
Также при проведении вводного инструктажа необходимо довести до сведения инструктируемых требования планов совместных мероприятий по обеспечению безопасности труда, разрабатываемых заказчиком и подрядчиком, подрядчиком и каждым субподрядчиком. Данные планы являются приложением к договорам подряда и субподряда.
Примерная форма приказа, определяющего условия допуска
на территорию организации сторонних организаций, была опубликована в журнале
«Библиотека инженера по охране труда» № 5 за
Е.Н. Леонова,
г. Сердобск, Пензенская область
Пунктом 7.12 «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14) на службу охраны труда возложено составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.
Какие формы статистической отчетности необходимо сост лять и где их можно взять?
Форма No 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий тр и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях трудах верждена постановлением Росстата № 46 от 19.06.2007.
Сведения по форме № 1-Т (условия труда) представляют юридичес лица и их обособленные подразделения, относящиеся к крупным и сред организациям (кроме субъектов малого предпринимательства) госу; ственной, частной и других форм собственности (кроме иностранной) зависимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в соот ствии с классификацией по ОКВЭД (Общероссийский классификатор be экономической деятельности) деятельность:
м по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (кр организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению работоспо ности электрических и тепловых сетей; распределению газообразного ' лива и воды; деятельность по обеспечению работы котельных);
Форма № 7-травматизм «Сведения о травматизме на произволе и профессиональных заболеваниях» утверждена постановлением Росса № 40 от 05.06.2005.
Годовую статистическую форму Na 7-травматизм представляют юр* ческие лица, их обособленные подразделения всех форм собственности перечню, установленному территориальным органом Росстата.
Юридическое лицо включает в отчет сведения по своим обособлен! подразделениям в случае, если они расположены на территории того субъекта Российской Федерации, что и юридическое лицо.
Приложение к форме № 7-травматизм. Утверждена постановле ем Федеральной службы государственной статистики № 23 от 06.07.200
Приложение к форме
№ 7-травматизм представляют юридичес лица, их обособленные подразделения всех
форм собственности, наря; отчетной формой № 7-травматизм, раз в три года (за
Бланки форм статистической отчетности можно взять в территориг ном органе Росстата или в информационно-поисковых системах (наприь «Консультант Плюс»).
Н.П. Кондаков,
г. Братск, Иркутская область
Какими документами необходимо руководствоваться при организации работы по охране труда на частном охранном предприятии?
Отдельного нормативного правового документа, регулирующего вопросы охраны труда на частном охранном предприятии, нет. Основы организации работы по охране труда определены ТК РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и приказами министерств и ведомств.
Дополнительно можно обратиться к следующим нормативным правовым актам, в той или иной степени регулирующим вопросы охраны труда в Вашей области:
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11.03.92 (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.96 (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон «О Ведомственной охране» № 77-ФЗ от 14.04.99;
приказ МВД России «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 21.07.98 № 814» от 12.04.99 № 288 (с изменениями и дополнениями);
постановление Правительства РФ № 587 от 14.08.92 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями).
Следующая страница